Классификация по обработке и облагораживанию

Обработка представляет собой улучшение внешнего вида природного камня. Как правило, смысл обработки состоит в том, чтобы сделать мутный камень более прозрачным, удалить включения или трещины.

При огранке драгоценных камней главной целью является выявление игры, блеска, цвета, рисунка или каких-либо оптических эффектов драгоценных камней, в идеале при сохранении веса драгоценного камня.

Основное качество ювелирных камней заключается в их красоте, это качество полностью сохраняется и даже усиливается в облагороженных камнях и синтетических аналогах ювелирных камней. При этом если обработка драгоценных камней приводит к некоторому снижению их цены, то их синтетические аналоги (например, искусственно выращенные кристаллы) доступны для массового покупателя.

Синтетические камни не только дешевле природных, их цветовой мир разнообразнее, они не имеют включений, поэтому кажутся более застывшими в своей несколько искусственной красоте. Во всем мире наука синтеза совершенствуется, причём настолько быстро, что иногда лаборатории, которые изобрели новый способ всё более качественного синтеза, сначала выпускают на рынок значительный объем синтетических камней, всё менее отличимых от природных, а через несколько месяцев начинают предлагать геммологическим лабораториям и оборудование (методы, подходы, технологии), позволяющее определить данный способ облагораживания или синтеза.

Драгоценный камень – редкий, красивый, долговечный, со временем становящийся более дорогим (дороже и дороже, как современный антиквариат). В этом смысле, драгоценный камень – инструмент инвестиций.

Если же речь идёт о синтетических камнях, то они решают вопрос снабжения рынка массовым дешёвым сырьем для производства разнообразных технических изделий (например, выращенные алмазы для резки стекла, дисков для распила металла с алмазным напылением и т.п.) или для создания дешёвых украшений массового спроса.

В восприятии покупателей драгоценных камней облагораживание и обработка представляют собой методы создания некоего промежуточного продукта – между уникальным природным чудом и массовым промышленным ширпотребом, это объясняет существенную разницу в цене между полностью нетронутыми естественными камнями (прошедшими только огранку) и облагороженными камнями.

Облагораживание – это специальные процессы обработки, за исключением полировки, чистки и огранки, приводящие к изменению внешнего вида (цвета, чистоты, оптических эффектов), долговечности или доступности камней

Количество камней, подвергающихся облагораживанию с целью улучшения внешнего вида (чистоты, цвета), прочности, качества, постоянно растет. Основные методы облагораживания драгоценных камней включают в себя следующие 3 группы методов:

1. Термическая обработка.

2. Облучение.

3. Химическая обработка, включая окрашивание, пропитку, обесцвечивание и преобразование поверхности.

Среди наиболее растространённых методов облагораживания можно перечислить следующие:

  • Термообработка, или отжиг (высоко- и низкотемпературный)
  • Заполнение трещин и полостей (промасливание, заполнение смолами, воском, парафином), отдельно выделяется заполнение стеклом и пластмассой.
  • Залечивание трещин (бурой или флюсом)
  • Пропитка (стабилизация), вощение
  • Прокрашивание
  • Диффузионное прокрашивание (диффузия в кристаллическую решетку и поверхностная диффузия)
  • HPHT-обработка (облагораживанием методом высоких температур и высоких давлений)
  • Покрытие (нанесение покрытий)
  • Облучение
  • Просверливание канала и удаление включений лазером

Табл. 3.4.1. Методы облагораживания драгоценных камней

Термообработка (или отжиг)

Изменение цвета, чистоты или/и каких-нибудь оптических эффектов под воздействием температуры.

Пример: рубин, сапфир, танзанит, аквамарин, гранат демантоид

Заполнение трещин и полостей

Заполнение бесцветным стеклом

Заполнение выходящих на поверхность полостей или трещин бесцветным стеклом с высоким показателем преломления. Пример: бриллиант

Облагороженные эти методом камни требуют специального ухода.

Промасливание

/ заполнение смолой

Заполнение выходящих на поверхность трещин бесцветным маслом, воском, смолой или иным бесцветным веществом (кроме пластмассы и стекла) с целью улучшения чистоты камня.

Облагороженные эти методом камни требуют специального ухода!

Пример: изумруд и другие камни с трещинами, выходящими на поверхность

Заполнение твердыми полимерами

Заполнение выходящих на поверхность трещин бесцветными полимерами для улучшения чистоты. К этому виду обработки относится так называемая технология Excel™ (для изумрудов) и другие процедуры, которые не сильно влияют на прочность и стабильность камня и позволяют сохранить стандартные требования по уходу, то есть такие объекты не требуют особого бережного ухода и подвергаются обычному обращению, как и необлагороженные камни. Подобная технология облагораживания применяется, чтобы подчеркнуть природную красоту изумруда при сохранении минимальных требований по уходу.

Пример: изумруд

Заполнение свинцовым стеклом

Заполнение выходящих на поверхность полостей или трещин бесцветным свинцовым стеклом. Обработка улучшает чистоту, цвет, прочность, возможно увеличение массы камня за счет заполнения трещин и полостей. Сапфиры могут заполнять кобальтовым стеклом.

Облагороженные эти методом камни требуют специального ухода!

Пример: звездчатый рубин, рубин, сапфир, заполненный Co-стеклом

Залечивание трещин

Залечивание трещин с помощью флюса, вещества, понижающего температуру плавления камня. По трещине в результате облагораживания будут наблюдаться остатки вещества флюса, но они проявлены не столь явно, в меньшем количестве и степени, чем при заполнении трещин (в том числе свинцовым стеклом).

Пример: рубин

Пропитка

Пропитка пористого камня бесцветным веществом (обычно пластмасса) для увеличения прочности и внешнего вида образца.

Пример: стабилизированная бирюза, коралл

Вощение

Пропитка пористых камней бесцветным воском или парафином для улучшения внешнего вида поверхности.

Пример: коралл, амазонит

Прокрашивание

Введение красящего вещества в камень для придания ему цвета, усиления уже существующего оттенка или улучшения равномерности распределения окраски.

Облагороженные эти методом камни требуют специального ухода!

Пример: прокрашенный зеленый жадеит

Отбеливание

Осветление или удаление цвета в камне под воздействием температуры, света и/или химических веществ. Нередко применяется в комбинации с последующим прокрашиванием или пропиткой с целью стабилизировать полученную окраску.

Пример: культивированный жемчуг, золотистый коралл

Растрескивание с последующим прокрашиванием

Чаще всего применяется к кварцу.Очень сильно охлажденные камни помещают в очень горячий раствор (флюид), за счет растрескивания (образуется целая система трещин) камень прокрашивается и приобретает определенный (изначально заданный) цвет.

Пример: зеленый прокрашенный кварц, имитирующий изумруд или жадеит

Диффузионное прокрашивание

Поверхностная диффузия

Внедрение химических элементов в поверхностный слой камня в процессе высокотемпературной обработки с целью создания окрашенного приповерхностного слоя или эффекта астеризма.

Облагороженные эти методом камни требуют специального ухода!

Пример: некоторые синие сапфиры, звездчатые сапфиры

Объемная диффузия

Отжиг при высоких температурах в присутствии бериллия, глубоко проникающего внутрь камня с целью изменения цвета.

Пример: сапфиры падпараджа или желтые сапфиры

Реконструирование

Маленькие частицы природного материала сжимают под давлением и связывают в единое целое.

Пример: бирюза

Стабилизация

Этот процесс, применяемый, как правило, к бирюзе, часто путают с реконструированием, но в действительности он подразумевает заполнение пор, полостей, трещин в бирюзе бесцветным полимером для уменьшения пористости, предохранения камням от раскалывания и потери окраски. Нередко, помимо заполнения, в этом процессе используют красители (прокрашивание), такие детали обязательно подлежат раскрытию при продаже подобных образцов.

Пример: бирюза

HPHT-обработка

Достижение определенного изменения цвета под комбинированным воздействием высоких давлений и температур. Пример: бриллианты высоких групп цвета (бесцветные или почти бесцветные)

Покрытие (нанесение покрытия)

Применение таких способов дополнительной обработки поверхности камня, как покрытие лаком, эмалью, краской, фольгой, напыление пленок с целью улучшить внешний вид, прочность, цвет или иные особенности камня. Пример: жемчуг, черный звездчатый сапфир, некоторые топазы (топаз-мистик, розовые топазы), цветные бриллианты

CVD-покрытие

"Chemical Vapor Deposition" - высокотехнологичный процесс нанесения покрытия (пленки) на павильон камня с целью улучшения или изменения цвета.

Пример: бриллиант, топаз-мистик

Облучение

Изменение цвета камня посредством бомбардировки нейтронами или электронами или воздействия гамма- и ультрафиолетового излучения. Облучение может применяться к предварительно подвергнутым отжигу или закалке образцам. Пример: голубой топаз, цветные бриллианты

Высверливание включений лазером

Применение лазера и химических реагентов для просверливания канала и удаления включений в камне.

Пример: бриллиант

Прессование

Процесс частичного расплавления и спрессования маленьких кусочков или порошков из природных смол (янтарь, копал). Прессованный янтарь сохраняет те же свойства, что и непрессованный. В комплексе с этой обработкой также улучшают чистоту и могут изменять цвет образца. Пример: янтарь

Обработка дымом

Опал пропитывают дымом для затемнения основного цвета (цвета фона). Камень становится более контрастным и визуально усиливается игра цвета. Пример: эфиопские опалы

Обработка «сахаром и кислотой»

В этом процессе опалы отжигают в насыщенном растворе сахара. Опаловая матрица впитывает сахар. Затем образцы погружают в концентрированную серную кислоту. Между сахаром и кислотой протекает химическая реакция, в результате которой остается углерод. Этот углерод делает цвет фона более темным, что проявляет игру цвета в опале и делает камень визуально ярче.

Пример: опал