Огранка и полировка

Красота драгоценного камня определяется цветом и оптическими свойствами, проявляющимися в результате огранки и полировки - блеском, «игрой» или разнообразными оптическими эффектами.

Огранка (Cut) – это процесс шлифования камня, позволяющие придать ему необходимую форму и пропорции. Для выявления всех оптических свойств камня применяют различные виды огранки и полировки, которые объединяют в две основных группы способов обработки и представления минерала: кабошон и фацет. При этом используют круг (овал) или угловые формы (прямоугольники, квадраты, пяти-, шести- и восьми-угольники).

Если камень имеет слишком насыщенную (или темную) окраску, при огранке ему придают более плоскую форму, чтобы камень казался светлее. Блеск камня наиболее сильно проявляется на гладких полированных поверхностях, которые отражают падающий на камень свет - чем лучше отполирован камень и чем чище его поверхность, тем сильнее он блестит. Неудачно обработанный камень может потерять «игру», выглядеть слишком темным или слишком светлым. Обычно ювелирные камни гранят в виде кабошона или придают им фацетную огранку, встречается резьба по камню и др.

Фацетная огранка означает нанесение на поверхность камня плоских граней (англ. facet, фр. facette – грань, сторона).

Смешанное гранение (Mixed cut) стали практиковать с 1960-х годов на Цейлоне (в Шри-Ланке), поэтому оно получило название цейлонского. Сегодня ювелиры получают самые красивые и дорогие камни с помощью комбинированной огранки.

Одним из простейших способов обработки камней, доступным древнему человеку, была полировка поверхности без срезов.

Самым простым методом был кабошон – полированный драгоценный камень с плоским или слегка закругленным дном и выпуклым или закругленным куполом сверху, его выпуклая форма не имеет граней. Его часто применяют при облагораживании полупрозрачных пород, он подчёркивает астеризм (звёздчатые отблески).

Слово кабошон происходит от старого слова норманнского диалекта французского языка «Caboche», что означает «голова». Традиционный кабошон представляет собой овал, но кабошону может быть придана и другая форма, включая треугольник или прямоугольник.

Некоторые из самых красивых древних ювелирных изделий были сделаны именно с камнями формы кабошон, в том числе поразительные королевские восточно-индийские украшения и нагрудник Аарона.

Сегодня форма кабошона используется для камней с ограниченной прозрачностью (бирюза, нефрит, агат и т.д.) или если в камне преобладают включения (не очень прозрачные сапфиры, рубины или изумруды), а также для драгоценных камней, где изогнутая поверхность подчеркивает особые качества (переливчатость, кошачий глаз или астеризм).

Buff Top – это вариант кабошона для прозрачных драгоценных камней, смешанная форма с куполообразным верхом и граненым низом. Граненый павильон в сочетании с округлым верхом дает иллюзию глубины, так как глаз обращается к центру камня. Камень обладает хорошим блеском и за счет округлой коронки менее подвержен истиранию, чем ограненные драгоценные камни. Современные технологии, разработанные в японской лаборатории GIA, позволили придать такую форму и бриллиантам. Поиски нового в гранильном искусстве XX века шли по пути комбинации методов огранки. В одном камне стали сочетать принципы ступенчатой огранки применительно к павильону с иным стилем для короны камня с целью усилия игры света (см. рис. 3.3.). Идеальная бриллиантовая огранка включает 57 граней, для мелких кристаллов достаточно 17-33 граней.

Рис. 3.3. Эталонная бриллиантовая огранка c 57 гранями, R57
Рис. 3.3. Эталонная бриллиантовая огранка c 57 гранями, R5

Основные виды огранки приведены на рис. 3.4:

Рис. 3.4. Виды огранки
Рис. 3.4. Виды огранки

На изображениях видны основные части драгоценного камня с точки зрения его огранки:

  • Рундист – боковая кромка, разделительная линия верхней и нижней части камня (короны и павильона). Здесь закрепляется оправа.
  • Корона – верхняя часть камня.
  • Павильон – нижняя часть камня.
  • Калетта – нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань сверху.
  • Размер площадки – характеристика ширины этой грани.

Классическая круглая светопропускающая обработка наиболее распространена, её чаще всего используют для бриллиантов и применяют в процессе россыпи маленьких одинаковых минералов в одном украшении. Как правило, число граней составляет 57, 33, 17.

Классическая круглая светопропускающая обработка

Разновидностью круглой обработки является овал, сегодня самая востребованная форма для центра в обручальном кольце, хотя традиционно обручальные кольца делались с квадратным центральным камнем. Чаще всего, число граней 57.

Разновидность круглой обработки — овал

Огранка «Маркиз», иногда «Маркиза» (от маркизы де Помпадур) имеет вытянутую овальную форму с острыми концами, иное название данной огранки – navette (челнок). Мастера формируют на кристалле 55 граней.

Огранка «Маркиз»
Вид огранки «Принцесса»

Вид огранки «Принцесса» первоначально использовался для обручальных колец. Крупный камень с 68 гранями помещали в центр и окружали его меньшими камешками с количеством граней 49 или 65.

Вид огранки Изумруд вызывает интерес – это ступенчатый способ обработки, который используют для больших полупрозрачных камней. Его особенность состоит в скошенных углах, от которых отражаются блики света. Число граней чаще всего составляет 57 или 65.

Огранка Груша похожа на вид огранки Маркиза. Отличие в количестве граней (их 55) и один конец сужается, делая кристалл похожим на каплю. Заостренную часть вставляют в оправу.

Вариант огранки «Сердце» один из самых дорогих. Используются особые фасеточные инструменты. Придерживаясь пропорций 1:1 длины и ширины, мастера делают камень идеально прочным и красивым.

Багет как тип огранки драгоценных камней внешне похож на Изумруд. Различие состоит в меньшем количестве граней. Применяется для обработки камней маленького размера. Огранка делает заметными даже незначительные трещинки на камне.

Квадрат – огранка, достаточно традиционная, но дополненная новыми гранями на короне камня.

Название происходит от латинского слова «exquadra», т.е. квадратная форма огранки камня. Кристаллы в виде квадрата выглядят оригинально за счет равных сторон и «ступенчатой» огранки. Грани наносятся поэтапно и параллельно краям, образуя пирамиду со срезанной вершиной.

Голландские мастера в XX веке изобрели огранку «Триллион», которая стала самой распространенной огранкой. Она выполняется в виде равнобедренного треугольника. Количество граней зависит от самого кристалла – его формы, цвета и плотности.

Ашер – это вид огранки похожий на Изумруд, но с большим количеством уровней. Мастера самостоятельно подбирают форму граней. Их количество варьируется от 25 до 72. Если камень очень крупный, увеличивается и количество сторон.

Октагон (восьмиугольник) – вид огранки, который применяют для прозрачных камней. Чистые минералы ярких оттенков обрабатывают по данному типу огранки. В результате получаются восьмигранные прямоугольники, защищённые от механических повреждений. Кушон (от фр. «подушка») имеет четыре закругленные угла и выпуклые стороны. Напоминает форму продолговатой подушки, принятую во Франции. Кушон придумали давно, особую популярность она приобрела в эпоху барокко.

Кушон (от фр. «подушка») имеет четыре закругленные угла и выпуклые стороны. Напоминает форму продолговатой подушки, принятую во Франции. Кушон придумали давно, особую популярность она приобрела в эпоху барокко.

Вид огранки Бриолет появился в начале XVII века и пользовался популярностью до середины викторианской эпохи. Эта огранка подразумевает создание подвески. Множество ромбовидных граней завораживающе переливаются при свете канделябров и свечей, но в современном освещении выглядят скучно. Сегодня Бриолет считается винтажной огранкой

Одной из наиболее богатых и сложных является Португальская огранка. Классическая португальская огранка по Варгасу (Vargas «Diagrams for Faceting») имеет 161 грань: 10 рядов по 16 граней плюс площадка:

Рис. Классическая португальская огранка: схема и пример натурального топаза
Рис. Классическая португальская огранка: схема и пример натурального топаза

Встречаются и модифицированные португальские огранки с меньшим числом граней. Эта огранка подходит для больших камней насыщенной окраски, так можно увидеть полную игру граней. Глубина камня ограничивает материал, который будет хорошо смотреться в этой огранке. Используются камни с коэффициентом преломления 1,76 и выше.

Камни с более низким коэффициентом преломления хуже выглядят в старой классической португальской огранке из-за большой глубины камня. В таких камнях всегда есть довольно большая мертвая зона в камне (либо в центре, либо вокруг коронки, в зависимости от используемых углов).

Для таких камней Jeff R. Graham разработал огранку, которую он назвал «Простая португальская». Он придумал дизайн, который сохраняет стиль и особенность старой огранки, но выглядит столь же эффектно при более низких коэффициентах преломления.

Огранка «Простая португальская»

Эта огранка создает калейдоскопический цветок, играющий внутри камня.

Хорошо ограненный или вырезанный цветной драгоценный камень демонстрирует ровный цвет, приемлемое количество включений, яркое свечение и массивнее всего выглядит при взгляде сверху.